|
|
|
WEB-БИБЛИОТЕКА |
|
Для просмотра сайта
рекомендуется :
-Разрешение : 800*600 -Броузер : Internet Explorer -Для более эффективного просмотра нажмите F11. |
CРЕДА ПРОГРАМИРОВАНИЯ DELPHI
Содержание ОБЗОР В данной статье дается обзор среды программирования Delphi. Обсуждаются
главные части рабочей среды и охватываются такие важные вопросы как требования
к системным ресурсам и основные части программы, созданной в Delphi. В
конце статьи можно найти короткое обсуждение тьюторов. · Использовании Windows Структура среды программирования Внешний вид среды программирования Delphi отличается от многих других
из тех, что можно увидеть в Windows. К примеру, Borland Pascal for Windows
7.0, Borland C++ 4.0, Word for Windows, Program Manager - это все MDI
приложения и выглядят по-другому, чем Delphi. MDI (Multiple Document Interface)
- определяет особый способ управления нескольких дочерних окон внутри
одного большого окна. Если Вы используете SDI приложение типа Delphi, то уже знаете, что перед началом работы лучше минимизировать другие приложения, чтобы их окна не загромождали рабочее пространство. Если нужно переключиться на другое приложение, то просто щелкните мышкой на системную кнопку минимизации Delphi. Вместе с главным окном свернутся все остальные окна среды программирования, освободив место для работы других программ. Главные составные части среды программирования Ниже перечислены основные составные части Delphi:
Есть, конечно, и другие важные составляющие Delphi, вроде линейки инструментов,
системного меню и многие другие, нужные Вам для точной настройки программы
и среды программирования. Рис.1: Дизайнер Форм - то место, где Вы создаете визуальный интерфейс программы. Рис.2: В окне Редактора Вы создаете логику управления программой. Дизайнер Форм в Delphi столь интуитивно понятен и прост в использовании,
что создание визуального интерфейса превращается в детскую игру. Дизайнер
Форм первоначально состоит из одного пустого окна, которое Вы заполняете
всевозможными объектами, выбранными на Палитре Компонент. Палитра Компонент (см. рис.3) позволяет Вам выбрать нужные объекты для
размещения их на Дизайнере Форм. Для использования Палитры Компонент просто
первый раз щелкните мышкой на один из объектов и потом второй раз - на
Дизайнере Форм. Выбранный Вами объект появится на проектируемом окне и
им можно манипулировать с помощью мыши. Рис.3: Палитра Компонент - место, где Вы выбираете объекты, которые будут помещены на вашу форму. Предположим, Вы помещаете компонент TEdit на форму; Вы можете двигать его с места на место. Вы также можете использовать границу, прорисованную вокруг объекта для изменения его размеров. Большинством других компонент можно манипулировать тем же образом. Однако, невидимые во время выполнения программы компоненты (типа TMenu или TDataBase) не меняют своей формы. Слева от Дизайнера Форм Вы можете видеть Инспектор Объектов. Заметьте,
что информация в Инспекторе Объектов меняется в зависимости от объекта,
выбранного на форме. Важно понять, что каждый компонент является настоящим
объектом и Вы можете менять его вид и поведение с помощью Инспектора Объектов. Вы можете использовать закладки внизу Инспектора Объектов для переключения между страницами свойств и событий. Страница Дополнительные элементы В данном разделе внимание фокусируется на трех инструментах, которые можно воспринимать как вспомогательные для среды программирования: · Меню (Menu System) Меню предоставляет быстрый и гибкий интерфейс к среде Delphi, потому
что может управляться по набору “горячих клавиш”. Это удобно еще и потому,
что здесь используются слова или короткие фразы, более точные и понятные,
нежели иконки или пиктограммы. Вы можете использовать меню для выполнения
широкого круга задач; скорее всего, для наиболее общих задач вроде открытия
и закрытия файлов, управления отладчиком или настройкой среды программирования. Инструментальные средства В дополнение к инструментам, обсуждавшимся выше, существуют пять средств, поставляемых вместе с Delphi. Эти инструментальные средства: Встроенный отладчик Данные инструменты собраны в отдельную категорию не потому, что они менее
важны, чем другие, но потому, что они играют достаточно абстрактную техническую
роль в программировании. Встроенный отладчик, который наиболее важен из пяти вышеперечисленных
инструментов, работает в том же окне, что и Редактор. Внешний отладчик
делает все, что делает встроенный и кое-что еще. Он более быстр и мощен,
чем встроенный. Однако он не так удобен в использовании, главным образом
из-за необходимости покидать среду Delphi. WinSight и WinSpector интересны преимущественно для опытных программистов
в Windows. Это не значит, что начинающий не должен их запускать и экспериментировать
с ними по своему усмотрению. Но эти инструменты вторичны и используются
для узких технических целей. WinSpector сохраняет запись о текущем состоянии машины в текстовый файл; Вы можете просмотреть этот файл для того, чтобы узнать, что неправильно идет в программе. Данный инструмент полезен, когда программа находится в опытной эксплуатации - можно получить важную информацию при крушении системы. Стандартные компоненты Для дальнейшего знакомства со средой программирования Delphi потребуется
рассказать о составе первой страницы Палитры Компонент.
TPopupMenu позволяет создавать всплывающие меню. Этот тип меню появляется по щелчку правой кнопки мыши. TLabel служит для отображения текста на экране. Вы можете изменить шрифт и цвет метки, если дважды щелкнете на свойство Font в Инспекторе Объектов. Вы увидите, что это легко сделать и во время выполнения программы, написав всего одну строчку кода. TEdit - стандартный управляющий элемент Windows для ввода. Он может быть использован для отображения короткого фрагмента текста и позволяет пользователю вводить текст во время выполнения программы. TMemo - иная форма TEdit. Подразумевает работу с большими текстами. TMemo может переносить слова, сохранять в Clipboard фрагменты текста и восстанавливать их, и другие основные функции редактора. TMemo имеет ограничения на объем текста в 32Кб, это составляет 10-20 страниц. (Есть VBX и “родные” компоненты Delphi, где этот предел снят). TButton позволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во время выполнения программы. В Delphi все делается очень просто. Поместив TButton на форму, Вы по двойному щелчку можете создать заготовку обработчика события нажатия кнопки. Далее нужно заполнить заготовку кодом (подчеркнуто то, что нужно написать вручную):
TRadioButton позволяет выбрать только одну опцию из нескольких. Если Вы опять откроете диалог Options | Project и выберете страницу Linker Options, то Вы можете видеть, что секции Map file и Link buffer file состоят из наборов RadioButton. TListBox нужен для показа прокручиваемого списка. Классический пример ListBox’а в среде Windows - выбор файла из списка в пункте меню File | Open многих приложений. Названия файлов или директорий и находятся в ListBox’е. TComboBox во многом напоминает ListBox, за исключением того, что позволяет водить информацию в маленьком поле ввода сверху ListBox. Есть несколько типов ComboBox, но наиболее популярен выпадающий вниз (drop-down combo box), который можно видеть внизу окна диалога выбора файла. TScrollbar - полоса прокрутки, появляется автоматически в объектах редактирования, ListBox’ах при необходимости прокрутки текста для просмотра. TGroupBox используется для визуальных целей и для указания Windows, каков порядок перемещения по компонентам на форме (при нажатии клавиши TAB). TPanel - управляющий элемент, похожий на TGroupBox, используется в декоративных целях. Чтобы использовать TPanel, просто поместите его на форму и затем положите другие компоненты на него. Теперь при перемещении TPanel будут передвигаться и эти компоненты. TPanel используется также для создания линейки инструментов и окна статуса. · TScrollBox представляет место на форме, которое можно скроллировать в вертикальном и горизонтальном направлениях. Пока Вы в явном виде не отключите эту возможность, форма сама по себе действует так же. Однако, могут быть случаи, когда понадобится прокручивать только часть формы. В таких случаях используется TScrollBox. Это полный список объектов на первой странице Палитры Компонент. Если Вам нужна дополнительная информация, то выберите на Палитре объект и нажмите клавишу F1 - появится Справочник с полным описанием данного объекта. Подробнее об Инспекторе Объектов Ранее мы вкратце рассмотрели Инспектор Объектов (Object Inspector). Теперь
нужно исследовать этот важный инструмент глубже. Основное для понимания
Инспектора Объектов состоит в том, что он используется для изменения характеристик
любого объекта, брошенного на форму. Кроме того, и для изменения свойств
самой формы. Рис.4: Простой объект TForm с компонентами TMemo, TButton, и TListBox. Сперва рассмотрим работу со свойствами на примере свойства Ctl3D (по
умолчанию включено). Выберите форму, щелкнув на ней мышкой, перейдите
в Инспектор Объектов и несколько раз с помощью двойных щелчков мышью переключите
значение свойства Ctl3D. Заметьте, что это действие радикально меняет
внешний вид формы. Изменение свойства Ctl3D формы автоматически изменяет
свойство Ctl3D каждого дочернего окна, помещенного на форму. Поскольку Вы выбрали сразу два компонента, то содержимое Инспектора Объектов
изменится - он будет показывать только те поля, которые являются общими
для объектов. Это означает то, что изменения в свойствах, произведенные
Вами повлияют не на один, а на все выбранные объекты. Свойство Font работает на манер свойства Color. Чтобы это посмотреть, сначала выберите свойство Font для объекта TMemo и дважды щелкните мышкой на поле ввода. Появится диалог настройки шрифта. Выберите, например, шрифт New Times Roman и установите какой-нибудь очень большой размер, например 72. Затем измените цвет фонта с помощью ComboBox’а в нижнем правом углу окна диалога. Когда Вы нажмете кнопку OK, Вы увидите, что вид текста в объекте TMemo радикально изменился. В завершение краткого экскурса по Инспектору Объектов дважды щелкните
на свойство Items объекта ListBox. Появится диалог, в котором Вы можете
ввести строки для отображения в ListBox. Напечатайте несколько слов, по
одному на каждой строке, и нажмите кнопку OK. Текст отобразится в ListBox’
Вы приложили некоторые усилия по созданию программы и можете захотеть
ее сохранить. Это позволит загрузить программу позже и снова с ней поработать. После создания поддиректории для хранения Вашей программы нужно выбрать пункт меню File | Save Project. Сохранить нужно будет два файла. Первый - модуль (unit), над которым Вы работали, второй - главный файл проекта, который "владеет" Вашей программой. Сохраните модуль под именем MAIN.PAS и проект под именем TIPS1.DPR. (Любой файл с расширением PAS и словом “unit” в начале является модулем.) TButton, исходный текст, заголовки и Z-упорядочивание Еще несколько возможностей Инспектора Объектов и Дизайнера Форм. Если Вы “потеряли” на форме какой-то объект, то найти его можно в списке
Combobox’а, который находится в верхней части Инспектора Объектов. Текст, который Вы видите на поверхности кнопки - это содержимое свойства Caption, свойство Name служит для внутренних ссылок, Вы будете использовать его при написании кода программы. Если Вы откроете сейчас окно Редактора, то увидите следующий фрагмент кода: TForm1 = class(TForm) Memo1: TMemo; Terminate: TButton; В этом фрагменте кнопка TButton называется Terminate из-за того, что
Вы присвоили это название свойству Name. Заметьте, что TMemo имеет имя,
которое присваивается по умолчанию. procedure TForm1.TerminateClick(Sender: TObject); begin end; Данный код был создан автоматически и будет выполняться всякий раз, когда во время работы программы пользователь нажмет кнопку Terminate. Вдобавок, Вы можете видеть, что определение класса в начале файла теперь включает ссылку на метод TerminateClick: TForm1 = class(TForm) end; Потратьте немного времени на усвоение последовательности действий, описанных
выше. Изначально Вы смотрите на кнопку на форме. Вы делаете двойной щелчок
на эту кнопку, и соответствующий фрагмент кода автоматически заносится
в Редактор. procedure TForm1.TerminateClick(Sender: TObject); Когда этот код исполняется, то главная форма (значит и все приложение) закрывается. Для проверки кода запустите программу и нажмите кнопку Terminate. Если все сделано правильно, программа закроется и Вы вернетесь в режим дизайна. Прежде, чем перейти к следующему разделу, перейдите в Инспектор Объектов и измените значение свойства Name для кнопки на любое другое, например OK. Нажмите Enter для внесения изменений. Посмотрите в Редактор, Вы увидите, что код, написанный Вами изменился: procedure TForm1.OkClick(Sender: TObject); Заметьте, что аналогичные изменения произошли и в определении класса: TForm1 = class(TForm) procedure OkClick(Sender: TObject); |
Сайт основан 20.02.2003
Использование материалов возможно только при ссылке на webbibl.narod.ru
Статьи, программы и изображения принадлежат их авторам.